Пожалуй, сегодня шахматы переживают очередной период так называемого возрождения: популярный сериал «Ход королевы» сделал этот вид спорта «модным» в глазах тысяч обывателей во всем мире. Прямо сейчас многие с интересом следят за борьбой российского гроссмейстера Яна Немпомнящего за титул Чемпиона мира (матч проходит в ноябре-декабре 2021 года). В «Курчатов Центре» с шахматами знакомы не понаслышке: здесь регулярно реализуются образовательные программы, призванные подготовить юных спортсменов к участию в чемпионатах и первенствах, максимально развить их потенциал, помочь выйти на новый уровень. В 2020-21 годах более 500 молодых шахматистов прошли обучение в региональном центре.
Обнаружив, что шахматы буквально повсюду, мы пошли беседовать с одним из педагогов «Курчатов Центра», кандидатом в мастера спорта, тренером высшей категории по шахматам Евгением Сомкиным. Узнали у Евгения Васильевича, зачем отдавать ребенка в шахматы, что нужно, чтобы стать успешным в этом виде спорта, почему с живым соперником играть лучше, чем с компьютером…
— Евгений Васильевич, расскажите, в каком возрасте Вы сами начали заниматься шахматами?
— Играть в шахматы меня в раннем детстве научил отец. Я тогда ходил в детский сад. Потом играл в школе и как-то увлекся. С тех пор с этим спортом связана вся моя жизнь. Сегодня я и тренер, и международный арбитр, и игрок. В последней категории причисляю себя к любителям. Правда время от времени удается с мастерами и гроссмейстерами сразиться. Но в первую очередь я занимаюсь именно тренерской работой.
— Если верить Википедии, шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Вы согласны с этим определением?
— Все верно. Думаю, каждый игрок дает свое определение шахматам. Когда у меня спрашивают, почему шахматы – часть именно спортивного мира, я отвечаю: победы, поражения есть? Есть! Соревновательный элемент тоже. В спортивных новостях нас показывают? Показывают! Конечно, шахматы – это спорт.
Шахматами и на жизнь можно неплохо заработать.
Бывало, родители, узнав, сколько получает победитель на первенстве мира, отдают ребенка в шахматы, а не, например, в гимнастику (улыбается). Конечно, это не главная их мотивация. Но все же. У профессионального шахматиста есть реальная возможность заниматься любимым делом и иметь хороший источник заработка.
— Мир шахмат – мужской мир. Почему так вышло?
—Интеллектуальные игры всегда больше мальчиков интересовали. Девочки же чаще выбирают танцы или рисование. Но это лишь статистика. Вообще, девочки играют в шахматы. Есть блестящие шахматистки, которые легко обыгрывают мужчин. Было бы желание. В какой-то степени девочкам соревноваться проще: конкуренция не такая большая. И еще, интересная деталь: женщины могут участвовать в мужских турнирах, а мужчины в женских – нет. И есть шахматистки мирового уровня, которые принципиально играют в шахматы лишь с мужчинами. Например, венгерка Юдит Полгар.
— Евгений Васильевич, помните, каким было самое крупное достижение у вашего подопечного?
— Еще бы. В 2019 году Егор Кошулян стал победителем первенства мира по быстрым шахматам среди шахматистов в возрасте до 10 лет. Чемпионат проходил в Минске. Вместе с Егором тогда на победу претендовали около 200 представителей разных стран.
— Титул гроссмейстера он еще не завоевал?
— Нет, титул гроссмейстера получить совсем не просто. Хотя на сегодняшний день самый молодой гроссмейстер в мире – 12-летний американец Абхиманью Мишра.
— Получается, гроссмейстером далеко не каждый шахматист может стать? Простите за дилетантский вопрос.
— Конечно, не каждый. Во всем мире сегодня около 1300 активных гроссмейстеров. 157 из них из России. Но есть ведь еще звания мастера спорта, кандидата — тоже достойные результаты.
— Чувствуете ли Вы, как профессиональный шахматист, что интерес к шахматам в последнее время сильно вырос? Сериал «Ход королевы» (The Queen’s Gambit) помог в этом.
— Действительно, после выхода сериала в мире гораздо активнее стали говорить про шахматы. Но вообще, не сказал бы, что интерес к ним когда-либо сильно падал. Сегодня еще наш гроссмейстер Ян Непомнящий борется с норвежцем за титул Чемпиона мира. Удачи ему уже публично пожелали первые люди нашей страны. А если он еще и выиграет – об этом точно расскажут по Первому каналу (улыбается). И, будем надеяться, запустит новый виток в развитии шахмат. Так что болеем за Яна.
— Евгений Васильевич, а зачем ребенку шахматы? Что они дают?
— Очень много дают. Во-первых, они хорошо развивают оба полушария мозга. Прокачивают усидчивость и трудолюбие, укрепляют память, учат анализировать ситуацию, просчитывать на несколько шагов вперед и прогнозировать исход. Ребенок, занимающийся шахматами, с раннего возраста отлично усваивает, что без этих качеств результата не достигнуть. А ведь все это ему не только в шахматах пригодится, но и в учебе, и просто в жизни.
— Расскажите, для кого и как проходят занятия шахматами в «Курчатов Центре»?
— Одна из многих задач «Курчатов Центра» – воспитание сильных шахматистов. С нуля здесь шахматам не обучают, а берут на программы игроков с определенным результатом.
Мы проводим много дистанционных программ. Такой формат очень удобен. Он позволяет проводить занятие одновременно для нескольких десятков игроков из разных городов региона. Для очного формата 30 человек разом – это много, а для дистанта – не помеха. Спортсмены имеют возможность задать вопросы, получить качественную обратную связь. Я обычно создаю чат, где делюсь с ними полезными ссылками и профессиональной литературой.
В «Курчатов Центре» сегодня два направления. Первое, так скажем, для лучших из лучших. А с августа мы напустили программы для юных шахматистов из так называемого «второго эшелона», разряд которых ниже второго взрослого. Эти программы в первую очередь призваны помочь им перешагнуть определенную ступень и пойти вперед.
Для занятий с ребятами, которые показывают наиболее высокие результаты, шахматная федерация региона привлекает ведущих тренеров. Лекции на базе «Курчатов Центра» читают и гроссмейстеры, и международные мастера, причем не только из России, но и из стран ближнего зарубежья. Опытом с детьми делились, например, чемпион России Игорь Лысый и главный тренер детской сборной Казахстана Павел Костенко. И это бесценный опыт для ребят.
— «Живая» шахматная доска всегда нужна во время обучения?
— Вообще, мыслительный процесс шахматиста может протекать и без наличия доски. Здесь все зависит от способностей. Есть те, кто легко усваивает материал, вообще не передвигая шахматы.
Сегодня существует масса разных программ, приложений, симуляторов, которые можно использовать при обучении игре. Но с живым соперником, конечно, лучше.
А с компьютером, кстати, сейчас играть просто невозможно. Чемпион мира уже давно не бросает ему вызов. Потому что шансов нет. Гарри Каспаров проиграл еще в 2000 году. И все, больше никто не пытался. Потому что современный компьютер способен совершать миллиарды операций в секунду, человеческому мозгу до этого далеко. Живой соперник это и есть живой соперник.
— А часто бывает, что вы смотрите на ребенка и понимаете – он шахматный гений?
— «Гений» – это 99 процентов пота и только 1 процент таланта. Работать надо, работать.
Конечно, бывают искорки. Но без целенаправленной работы эта искорка очень быстро потухает. И наоборот. Искорки может не быть, но трудолюбие все побеждает и приводит к результатам.
— Как занятие шахматами отражается на обычной жизни человека?
— Шахматы развивают мозг и прокачивают личность. 90 процентов шахматистов, которых я знаю, получили высшее образование, выбрали верный жизненный путь и добились на нем результата. Отмечу, что среди крупных бизнесменов и чиновников много тех, кто отлично играет в шахматы.