«Когнитивные исследования»: Исследование вредных для здоровья учащихся школы факторов цифрового образования
Ученица 10 класса лицея №11 г. Челябинска София Валиева задумалась о том, как масштабное применение цифровых образовательных средств в учебном процессе влияет на здоровье обучающихся. Участница заключительного этапа конкурса «Большие вызовы» изучила крупнейшие российские онлайн-образовательные проекты, исследовала критерии безопасного взаимодействия с цифровыми технологиями и разработала средства оценки вредных факторов их применения.
София признается, что идея проекта стала актуальной ещё в 2020 году. Новые условия жизнедеятельности поставили систему образования в ситуацию необходимости масштабного применения цифровых образовательных средств в учебном процессе. Из-за гонки технологий здоровьесберегающий критерий отошел на второй план, уступив место необходимости сделать образовательный процесс непрерывным и содержательно полезным.
«Когда я выбирала тему проекта, хотелось найти что-то необычное и одновременно интересное. Так мы с Таней Поспеловой пересеклись в программе «Сириус. Начни свой проект». Ее часть проекта заключается в изучении негативного влияния цифровых образовательных средств на подростковую психику, а моя – на здоровье в целом. Чтобы стать победителем «Больших вызовов», нужно быть смелым предпринимателем во всех смыслах. К этому мы стремимся, обладая способностями и знаниями в когнитивной науке», — рассказывает школьница.
Результатом исследования Софии стала разработка рекомендаций по безопасному использованию цифровых образовательных средств для преподавателей и обучающихся. Например, школьница предлагает сопровождать учебные задания в цифровых образовательных средствах подробной педагогической навигацией, а разработчику этих средств отслеживать баланс развлекательного и содержательного контентов в материале в соответствии с возрастом учащихся. Среди рекомендаций также проводить упражнения во время перерывов для уменьшения нагрузки на физическое здоровье: для зрения, для спины, для шеи, для общего тонуса тела.
Перспективы проекта участница конкурса «Большие вызовы» видит в создании и проведении масштабного исследования на площадках Центра «Сириус», которое позволило бы определить взаимосвязь отдельных типов цифровых образовательных средств и их влияния на организм школьников.
«Вопрос о здоровьесбережении во время работы с цифровыми образовательными средствами на дистанционном обучении сегодня очень актуален. В новых условиях нам всем необходимо научиться не только получать знания, но и сохранять свое здоровье», — отмечает автор проекта.
В свободное время школьница увлекается творчеством. Среди ее увлечений графический дизайн, кастомизация одежды, дизайн интерьера и живопись. Сейчас София в выпускном 5 классе художественной школы.
После окончания школы планирует поступать в Высшую школу экономики в Перми на факультет управления бизнесом. «Для этого я стремлюсь к победам на олимпиадах и в конкурсах, приобретая все новые знания», — говорит девушка.